Почётный гражданин Великого Новгорода
Владимир Иванович
Поветкин
Художник-реставратор
"Строго говоря, внедряясь в отложения древности, мы должны быть готовы к встрече с вещами-свидетелями
самых неведомых систем музыкального мышления. В этом отношении
такой перекрёсток торговых путей, каким был древний Новгород, ещё совсем не изучен.
Он может стать показательным, так как здесь соприкасались культуры различных этносов".

(В.И. Поветкин "Сосуды гудебные времени Ярослава Мудрого", сб. "Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого", Великий Новгород, 2010 г.)
Почётный гражданин Великого Новгорода
Владимир Иванович Поветкин
(26.02.1943 - 10.10.2010)

В.И. Поветкин - художник-реставратор, музыкант и учёный, реконструировал в формах и звучании музыкальные инструменты древнего Новгорода по материалам археологических раскопок, создатель Центра музыкальных древностей.

Заслуженный работник культуры РФ, награждён юбилейной медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»
внесён в Книгу отечественных достижений «Диво»
за воссоздание самых древних гуслей и других музыкальных инструментов...

http://centrpovetkina.ru/nagrady-v-i-povetkina.htm...

Звание присвоено решением Думы Великого Новгорода от 24.05.2007 № 569 за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия Великого Новгорода, возрождение уникальных музыкальных инструментов, пропаганду культуры древней Руси, способствующих продвижению имиджа Великого Новгорода в России и за рубежом.

http://duma.nov.ru/gorod/galereya_pochyotnykh_graz...
"Мысль заставить эти инструменты зазвучать возникла у замечательного мастера – художника, скульптора, реставратора и прекрасного музыканта – новгородца Владимира Ивановича Поветкина. Реставрируя наши находки и исследуя саму проблему древней русской музыки во всех возможных аспектах, он стал изготовлять из таких же материалов их точные звучащие модели. Абсолютные модели демонстрировали тембр и диапазон звучания, технические приёмы и возможности игры".
В.Л. ЯНИН,
член-корреспондент АН СССР,
начальник Новгородской археологической экспедиции
Журнал "Кругозор" 8, 1983 г.
http://www.krugozor-kolobok.ru/83/08/83_08_10.html
Мастерская В.И. Поветкина на Ярославовом Дворище.
Фото С.Н. Дедюкова, 1979 г.
Лирообразные гусли XI века с резной надписью "СЛОВИША".
Копия-реконструкция археологического музыкального инструмента, воссозданного В.И. Поветкиным по обломкам, обнаруженным в слоях XI века на Троицком раскопе в 1978 году.

О том, как сделать гусли XI века можно посмотреть здесь: http://anton.tilda.ws/slovisha
Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой от 01.09.1978 г.

"Здравствуй, Мама. <...> Сегодня была у меня в мастерской комиссия по приёмке гусель XI века. Были Стас Орлов, Б.А. Колчин, Елена Рыбина и В.Л. Янин – от археологии и от музея – Элиса Гордиенко и Людмила Петрова. Реконструкция принята на отлично.Продемонстрировал звучание (правда, неполностью, т. к. не все диаметры струн имеются на гуслях) инструмента, сделанного из нового материала и… все вопросы по реконструкции доказаны. <...> Играл им на традиционных русских гуслях XIX века – инструменте, который я тоже восстановил в связи с изучением вопроса об археологических гуслях. Жаль, что Ты не сможешь услышать этот поистине волшебный инструмент, которым в старые времена исцеляли больных – я его на днях сдаю вместе с арх. гуслями в музей. Теперь мне надо писать статью, посвящённую этим гуслям XI века с надписью «СЛОВИША». Пока что учёные расшифровывают это слово как «Соловей». И другой вопрос связан с окончательной настройкой гуслей и установлением звукоряда. Тут остановка за струнами – мне нужна бронзовая проволока диаметром 0,3; 0,4; 0,6; и 0,7 мм. Сообщаю Тебе об этом – вдруг кто-нибудь из Твоих знакомых сможет помочь. <…> Так что в моей работе сделан важный этап, но окончание ещё впереди. Но вот сегодня у меня особый день, а точнее сказать – ночь. Звучит национальная Болгарская музыка – музыка славянская и родная русскому духу – и я имею право отдохнуть и написать Тебе письмо. <…> Гусли, которые я восстановил, будут известны всему миру как самый древний инструмент, найденный на русской земле".
Из письма М.Ф. Байбаковой В.И. Поветкину от 20.09.1978 г.

"…Очень рада за тебя, что в твоей жизни выпало счастье – спокой, возможность хоть чуть отдохнуть. И пусть моя забота послужит хоть маленькой, но помощью, чтобы ты смог закончить работу полностью над археологическими гуслями. И желаю здоровья-сил для дальнейшей жизни-работы".
Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой от 04.10.1978 г.

"...Спасибо за письмо и огромное спасибо за посылку с проволокой. Всем, кто помогал её найти, передай от меня большое спасибо. Правда, пока ещё не все размеры есть, но дело сдвинулось с места. <…> Моя работа ещё продолжается, и сейчас у меня в мастерской находятся гусли XIV века, которые мне предстоит реставрировать и восстанавливать их звучание. А для всяких экспериментов нужно много проволоки. Я рад, что меня помнят и, прошу тебя, – передай всем знакомым от меня поклон. Гусли XI века сейчас находятся в экспозиции Новгородского музея. А инструменты, сделанные по образцу восстановленных, находятся у меня, и с ними тоже надо немало потрудиться. Один из них пойдёт в Новгородский музей, другой – в музей им. Глинки в Москве, и третий останется у меня для дальнейших проверок. В принципе они уже готовы – остановка за этими двумя размерами струн. Сейчас делаю «отчёт по реконструкции гуслей XI века», который, когда закончу – отправлю в Москву для публикации".

Письма, дневники, публицистические статьи В.И. Поветкина можно прочитать на страницах новгородского альманаха "Чело" 1-2/2013, посвящённого памяти В.И. Поветкина: http://centrpovetkina.ru/chelo-2013-1-2-52-53.html
Мастерская на Ярославовом Дворище. 1979 г.
Фото С.Н. Дедюкова
В 1978 году В.И. Поветкин приступил к прориси новгородских берестяных грамот. Тогда же стал заниматься и их реставрацией.
Байбакова Мария Фёдоровна, мама Владимира Ивановича, всегда и во всём поддерживала своего сына. Владимир Иванович делился с ней своими замыслами, радостями и бедами.
"Живя в Курске, она как никто другой думает о созданном в Новгороде Центре. Как никто она верит в воплощение моих мечтаний. Её всегда отличает неисчерпаемый героический пафос <...>.
Не пустая молва, что на женщине Мир держится. Женщины, кстати, если захотят, ещё и нынче могут воскресить то лучшее, что было в наших обычаях и нравах. Вот и на маме моей, если не весь мир, то Центр музыкальных древностей в трудные минуты выстоял. И не только потому, что она нет-нет, а перешлёт сюда свои пенсионные крохи. Важен её дух поддержки, всепрощения, жертвенности. Спасибо тебе свет мой трепетный, ласковый, Мама".

- пишет о ней В.И. Поветкин в своей статье "Свет мой трепетный, мама" (газета "Вера, Надежда, Любовь" №2 (45), декабрь 2000 года).

М.Ф. Байбакова и В.И. Поветкин в Центре музыкальных древностей. 2003 г. Фото Л.Л. Орловой
Село Солдатско-Степное Быковского района Волгоградской области
ПОВЕТКИН Владимир Иванович родился 26 февраля 1943 года в селе Степное Солдатско-Степновского сельсовета Быковского района Сталинградской области.
Мать – Байбакова Мария Фёдоровна (27.03.1920, х. Картычев Пролейского р-на Волгоградской обл. – 23.04.2010, Великий Новгород).
Отец – Поветкин Иван Петрович (15.04.1902, Курская обл. Золотушинский р-н, с. Уколово – октябрь (ноябрь) 1985, г. Братск Иркутской обл. Работал на Братской ГЭС главным бухгалтером)
Фрагмент письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой с флота. г. Полярный, 24.04.1963 г.
Обучался в школе №14 посёлка Ново-Покровского сахарного завода Шульгинского района Тамбовской области, затем в Курске в средней школе № 29. Закончив 7 классов, поступил учиться в Курское художественно-графическое педагогическое училище.
1962-1966 гг. - срочная служба на Северном (Полярный, Мурманская обл. 1963 – 1964) и Балтийском (Калининград 1965 – 1966) Военно-морском флоте.
В 1967 поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, которое закончил в 1968 году.
С декабря 1968 по июнь 1969 г. работал художником и корреспондентом в редакции курской областной газеты «Молодая гвардия».
Биографические сведения и письма В.И. Поветкина с флота и Новгорода можно прочитать здесь:
http://centrpovetkina.tilda.ws/page2344393.html
Биография:
http://centrpovetkina.ru/v.i.povetkin.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D...

М.Ф. Байбакова и В.И. Поветкин, около 1959-60 г.
Курск - Ленинград
В июне 1969 года уехал устраиваться работать в Ленинграде.
Из писем М.Ф. Байбаковой:
"Здравствуй, Мама.
Мой адрес: г. Ленинград, Д-65, до востребования, Поветкин Вл. Ив.
Как здоровье, как дела? Получила - ли посылки. Если да, то постарайся их хранить в сухом месте. Икону и старые книги, которые в шкафу, заверни во что-нибудь, чтобы не пылились.
Буду искать место преподавателя. Живу пока в Мед. Стане." (24.06.1969)

"Здравствуй, Мама.
<...> Преподавателем я не устроился. Места есть для работы, но нет лимита на прописку.
Вот… что-то намечается с художником-декоратором в театре… Короче я сообщу сразу, как что-либо изменится". (01.09.1969)
Ленинград - Новгород
В Новгород В.И. Поветкин приехал по просьбе своего друга Владимира Фёдоровича Гребеннкова, чтобы помочь друзьям в оформительской работе.
Из писем М.Ф. Байбаковой:
"Здравствуй, Мама.
Прости за молчание. Я нахожусь в городе, который зовётся
Господин Великий Новгород!
Здесь я должен рисовать панно. Думал, что вернусь в Ленинград скоро, но обстоятельства сложились не так, как ожидал я. Подрамники не были готовы и вот только начинаем рисовать. <...> Не обижайся, я думал что скоро вернусь… Но и не беспокойся обо мне. Я жив и здоров.
Сегодня вернулся из поездки по Псковской области и очень-очень доволен, т.к. всё в новом и новом наряде узнаю древнюю Русь". (21.09.1969)

"Здравствуй, Мама.
Я виноват за долгое молчание, но поверь пожалуйста – так уж складываются обстоятельства, что неизвестно где буду я завтра…
Работа в Новгороде движется к окончанию. Третьего октября поеду в Ленинград, вышлю посылку с пластинками которую, как я объяснял уже тебе раньше, отнесёшь в редакцию и там распечатаешь. Всем от меня передашь привет. В Новгород вернусь числа шестого вероятно, не на долго. Нужно будет оформить уже почти готовую работу". (01.10.1969)

"Здравствуй, дорогая Мама.
Письмо твоё из колхоза мог бы вполне не получить, т.к. в Ленинграде, куда оно было адресовано, я попал совершенно случайно. <...>
Я тебе тысячу раз говорил осторожнее обращаться со своим здоровьем… А сейчас прошу тебя вот о чём. Если чувствуешь себя слишком плохо – пиши мне – я хоть не на долго приеду к тебе. А уж потом буду поступать на работу.
Работать буду реставратором… Здесь в Новгороде". (18.10.1969)
В.И. Поветкин, 1973-74 г.
Фото В.А. Кокурникова
В 1970-х годах Владимир Иванович выполнял заказы Новгородского музея и оформительские работы.
В 1970-1973 годах делал копии миниатюр из Летописного свода в Публичной библиотеке Ленинграда для Новгородского музея. "Работа моя движется весьма медленно. Правда, я оправдываю свой долгий труд кропотливой работой. Сложная довольно задача сделать копии эти на совесть" (из письма С. Д. Малютину, 1970)
"Долгое время был занят с эскизами на оформление гостиницы "Волхов"(из письма С. Д. Малютину, 1971)
"Взялся восстановить кое-какие деревяшки для музея... Пока держусь"(из письма С. Д. Малютину, 1974)
"Я по-прежнему занимаюсь реконструкцией археологического дерева. И всё время и силы уходят на эту работу" (из письма С. Д. Малютину, 1975).

Работы В.И. Поветкина в Новгородском музее-заповеднике:
https://vk.com/album-23958941_236282705


Отзыв академика Д.С. Лихачёва о работах В.И. Поветкина по реконструкции древнерусских музыкальных инструментов:
"На Западе, да и до недавнего времени в Советском Союзе, представления о культуре Древней Руси были как о культуре "молчащей". Один американский специалист по культуре и литературе Древней Руси так прямо и пишет о ней, как о "культуре великого молчания". Признавались и признаются в ней только "немые" искусства – живопись (иконопись, фрески, мозаика, миниатюры) и архитектура. <…> О наличии обильной, богатой инструментальной музыки мы даже не догадывались до сих пор. Существование в Древней Руси инструментальной музыки, открытой работами В.И. Поветкина, принципиально важно, так как инструментальная музыка могла быть только светской. В чём суть открытия В.И. Поветкина? На миниатюрах, фресках (в частности, в Мелетове Псковской области) изображались инструменты (гусли, гудки и пр.), упоминались инструменты и в различного рода документах и литературных произведениях. Однако все предполагали, что звучание этих инструментов было довольно бедным, примитивным. <…> В.И. Поветкин предложил, сохраняя максимально бережно все археологические находки и ни в коем случае не производя на них опыта реконструкций <…> реконструировать на основе всех данных и из нового дерева <…> звучащие инструменты. Благодаря поразительной музыкальной интуиции это ему в полной мере удалось. <…> В.И. Поветкин – это не просто поразительно одарённый реставратор музыкальных инструментов, это своего рода явление. В человеческом существе многое не разгадано, многое ещё требует изучения. В.И. Поветкин обладает прямо-таки чудодейственной интуицией. Напомню, что на интуиции стоит человеческая культура – на ней строятся все искусства, в значительной мере науки (особенно такая, как математика), практическая деятельность и пр. Если кто-нибудь из музыкантов, воспитанных на современных музыкальных знаниях, будет сомневаться в правильности догадок В.И. Поветкина в области древнерусской музыки, то сомневаться в творческом таланте В.И. Поветкина нет никаких оснований: слушать его – значит проникать в особый мир – мир, близкий Древней Руси и народному творчеству. Было бы чрезвычайно важно (в Новгороде ли, или в другом крупном городе <…>) устроить небольшой музей или раздел в музее <…> где посетители могли бы увидеть консервированные остатки инструментов, снимки с древних изображений инструментов и где можно было бы прослушать <…> игру на этих инструментах В.И. Поветкина. <…> А в Новгороде необходимо во что бы то ни стало создать для В.И. Поветкина все необходимые условия для его работы по реконструкции музыкальных инструментов и опытов игры на них. Придёт время, и хотят ли многие в Новгороде или нет сейчас, но работой В.И. Поветкина, его музыкальными композициями, Новгород будет гордиться. Пусть же ни нам, ни новгородцам не будет стыдно перед нашими потомками. Академик Лихачёв"
Опубликовано в книге Бориса Рощина "Встречи", Ленинград, 1985

23 февраля 2019 года в Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина состоялся третий вечер памяти
в рамках проекта "С любовью к Новгороду". Он был посвящён
Почётному гражданину Великого Новгорода
Владимиру Ивановичу Поветкину.
Вечер открыла директор Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина, руководитель проекта Н.Н. Попова.
Фото А.А. Кочевника
О значении работы В.И. Поветкина, о его вкладе в музыкальную археологию, рассказал специалист по музыкальной археологии Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина А.Н. Каменский
Ведущий специалист творческой группы, архивист и библиотекарь Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина
Л.В. Федина представила библиографию В.И. Поветкина и выставку его памяти.
Александр Алексеевич Кочевник, известный новгородский фотожурналист, познакомился с Поветкиным в конце 1970-х годов. Их дружба продолжалась долгие годы. В 1990 году был создан Центр музыкальных древностей. Сначала черно-белая, а потом цветная "летопись "А.А. Кочевника о деятельности Поветкина и Центра стала пополнять наши архивы. Свои фотографии он представил на вечере памяти, рассказывая о связанных с ними событиях:
Людмила Михайловна Гаричева (Ханова) ещё в 1980-е описала свои впечатления о В.И. Поветкине в журнале "Турист" в статье "Музыка веков" (1985): "Он работал по ночам в силу многолетней привычки, ему не приходилось даже перестраивать свой рабочий день сотрудника Новгородской археологической экспедиции. Просто недосыпал – и всё. Просто значительная часть ночи из месяца в месяц, из года в год уходила на прориси берестяных грамот, найденных во время очередного археологического сезона, которые из-под его руки выходили чёткими, как гравюры. И особенно подолгу, а зачастую до утра, он колдовал над инструментами.
…Но была одна причина, в которой он не любил признаваться даже самому себе, но которая властно повелевала ощутить в руках почти невесомые, маленькие, удивительно изящные инструменты. Когда из-под струн поднималась тихая, как живое дыхание, музыка, то всегда, не было ещё такого случая, чтобы было иначе, она приносила душевное успокоение. Если была усталость – она проходила без следа, если томили раздражение, непонятная неудовлетворённость – на смену приходили покой, желание с новой силой взяться за работу".
https://vk.com/topic-23958941_27097141
Позднее, Людмила Михайловна не раз бывала в Центре музыкальных древностей, помещая сюжеты о Центре и Поветкине на страницах международной женской газеты "Вера. Надежда. Любовь", учредителем и автором которой являлась.
Ольга Сергеевна Сеина знает В.И. Поветкина с середины 1970-х годов. На вечере памяти она прочитала стихотворения,
посвящённые В.И. Поветкину
Фото А.А. Кочевника
Художник Евгений Леонидович Казанцев познакомился с В.И. Поветкиным в 1976 году.
Дружба с ним продолжалась всю жизнь.
Фото А.А. Кочевника
Художник Пётр Петрович Богданов жил недалеко от дома В.И. Поветкина. Бывал в Центре музыкальных древностей, приносил показать свои новые акварели, обсуждали с Поветкиным разные темы.
В конце вечера по просьбе зрителей сотрудники Центра музыкальных древностей спели "Колыбельную Великому Новгороду", написанную В.И. Поветкиным к 1150-летнему юбилею Великого Новгорода в 2009 году.
ВЫСТАВКА
памяти В.И. Поветкина открылась в этот же день.
На выставке представлены издания, в которых авторы написали о В.И. Поветкине в 1980-х и начале 1990-х годов
"Да, Поветкин занимается воссозданием старинных инструментов в свободное от основной работы время, это его, извините за выражение – хобби, и занимается он им не где-нибудь в специальной мастерской, а в тесной своей квартире. Комната, которая служит хозяину и лабораторией, и гостиной, и столовой, и музеем, нередко бывает устлана шуршащим ковром деревянной стружки.
Когда-нибудь, я уверен, Новгород непременно будет гордиться тем, что жил в нем такой человек – Поветкин. Но это еще когда будет! А пока Господин Великий Новгород гордостью за Поветкина не обременен… "

"Чего же Поветкин хочет?" (Впервые статья была опубликована в журнале "Огонёк" №39, 1986 г.)



Сергей Власов «Школа гениев»
Москва, 1992
"Сегодня образцы древних музыкальных инструментов - гуслей, гудков, сопелей, сделанные удивительными руками Владимира Ивановича Поветкина, можно увидеть в музеях Москвы, Ленинграда, Новгорода и других городов страны. Самое же удивительное заключается в том, что инструменты эти в его руках перестают быть мертвыми экспонатами, они оживают, звучат. Звучат не просто музыкой, а музыкой народной, берущей свое начало из глубины веков. Возможно ли такое? Академик Д. С. Лихачев, считает, например, что Поветкин подобное совершает.".

"Гусли - мысли мои..."

Борис Рощин «Встречи».
Ленинград, 1985
"… у меня не было ни деда, ни отца, которые помогли бы овладеть плотницким и кузнечным мастерством. До всего дошел сам. Родился на Волге. Потом переехал в Курск. Там учился в художественно-графическом училище, служил на флоте, работал в молодёжной газете. Приятель уговорил поехать в Ленинград, подучиться. Стал искать работу, и тут подвернулся заказ в Новгороде. Так по воле случая здесь и остался. Наверное, в нужный момент, в нужном месте".

"Заиграли гусли Словиши".



Екатерина Фролова "Чистый источник"
Москва, 1990
"Владимир Поветкин с юности умеет слушать душу свою и доверять ей. Она-то и вывела его на археологическую экспедицию академика Валентина Лаврентьевича Янина, многие годы ведущую раскопки новгородского культурного слоя, который уникален еще и тем, что сохраняет деревянные изделия многовековой давности…".

"Гусли".



Владимир Детков «Зёрна истины»
Курск, 2007
На выставке представлены некоторые сборники, где опубликованы научные статьи В.И. Поветкина
"Находки музыкальных инструментов в новгородских раскопках приобрели широкую известность. Несколько лет тому назад были начаты работы по восстановлению как внешнего вида, так и акустических качеств средневековых новгородских инструментов. К решению проблемы были привлечены материалы истории, археологии, этнографии, фольклора, музыкального инструментоведения, акустики, а также опыт, вынесенный из экспериментов по изготовлению музыкальных инструментов, и, наконец, результаты практических проверок настройки гудебных сосудов и организации приемов игры на них".

В.И. Поветкин "Новгородские гусли и гудки (опыт комплексного исследования)".

Это первая статья В.И. Поветкина в научном сборнике (не считая научных отчётов по реконструкциям).

«Новгородский сборник: 50 лет раскопок Новгорода»
Под общей редакцией Б.А. Колчина и В.Л. Янина, Москва, 1982
"Из всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный возник при археологическом изучении Новгорода. Здесь в культурных наслоениях XI-XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения. Различной степени сохранности, изготовленные из кости, глины, металла, дерева – все они есть научное и культурное сокровище не только национальное русское, но и общеевропейское".

В.И. Поветкин "Музыкальные древности Новгорода".

«Новгородские Археологические Чтения»
Материалы научной конференции, посвященной 60-летию археологического изучения Новгорода и 90-летию со дня рождения основателя Новгородской археологической экспедиции А.В. Арциховского, Новгород, 1994
"В письменных источниках упоминается музыкальный инструмент-смык, в устной же традиции воспет – гудок. <…> Его грушевидная форма встречается на лубочных картинках, на котором показано его вертикальное положение при игре в отличие от профессиональной скрипки. Такой инструмент в описаниях очевидцев XVIII-XIX вв. называют гудком. Присваивая это традиционное звание археологическим находкам, будем помнить и о параллельном книжном его названии – смык, истоки которого нуждаются в специальном исследовании.".

В.И. Поветкин "Два превращения смычкового музыкального инструмента. (Из опыта восстановительных работ)".

Это первый сборник с материалами новгородской научной конференции "Новгород и Новгородская земля. История и археология", где есть статья В.И. Поветкина. В дальнейшемон он был постоянным участником конференций, вплоть до 2010 года.

"Новгород и Новгородская земля. История и археология"
(Тезисы научной конференции) Выпуск 6, Новгород, 1992
"Время Ярослава Мудрого было озвучено едва ли не самым широким в истории Новгорода, а возможно, и всей Руси набором хозяйственно-сигнальных и собственно музыкальных инструментов – гудебных сосудов. Это было время, когда, как видно по многим археологическим находкам, в Новгороде начиная от первонасельников первой половины X в. почитался культ красоты всех вещей и орудий музыки в частности. Восхитительны изделия литейщиков, кузнецов по железу, меди и золоту, мастеров по глине, кожевников, косторезов, древоделов. Каждое из ремесел в большей или меньшей мере способствовало озвучиванию тогдашнего быта".

В.И. Поветкин "Сосуды гудебные времени Ярослава Мудрого".

«Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого» (источники и исследования)
Научный редактор В.Л. Янин, Великий Новгород, 2010
Библиография В.И. Поветкина:
http://centrpovetkina.ru/bibliografiya-rabot-v-i-p...
Центр музыкальных древностей
Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина. 2010 г.
"У Владимира Ивановича Поветкина есть мечта: создать в Новгороде (при музее ли, при археологической ли экспедиции - роли не играет) экспериментальную музыкальную мастерскую по реконструкции древних музыкальных инструментов, их озвучиванию. Чтобы люди могли не только видеть образцы музыкальных инструментов, на которых играли их далекие предки, но и слышать их звучание. Проще говоря, создать в Новгороде центр по пропаганде древнерусских инструментов и древнерусской музыки".
Из книги Бориса Рощина "Встречи", Л., 1985
Многие годы обивал он пороги чиновников, чтобы пробить идею создания Центра музыкальных древностей в Великом Новгороде, которому нет сегодня равного во всей Европе. А пробив, рвал жилы, выполняя непосильные строительные работы, обустраивал, облагораживал, наполнял стены смыслом и теплом многообразного, богатейшего вещественного и духовного мира русской народной культуры, собрав в этом храме-музее уникальную коллекцию звучащих реконструкций древнейших музыкальных инструментов и объединив в нём друзей и единомышленников со всего мира.
С.Д. Малютин "Памяти Владимира Ивановича Поветкина", альманах "Чело" 1-2/2013
http://centrpovetkina.ru/chelo-2013-1-2-52-53.html
Фотографии Центра музыкальных древностей, отражающие работу
В.И. Поветкина по перестройке интерьера Центра:
https://vk.com/album-23958941_241142866
Центр музыкальных древностей начал свою деятельность в 1990 году.
Основная задача Центра - научно-исследовательская программа по реконструкции в формах и звучании новгородских археологических инструментов X-XV веков. А где музыкальные инструменты - там и песни, и пляски, и народная одежда, и праздники... Да и работу В. И. Поветкин проводил не только в области музыкальной археологии: реставрация берестяных грамот, ремонтные и строительные работы по украшению Центра, уход за участком, прилегающим к зданию Центра. А в довершение всего - участие в научных конференциях, в общественной жизни города, проведение выставок, вечеров памяти и творческих встреч, приём посетителей и рассказ о музыкальной археологии древнего Новгорода...
"Для меня создание в Новгороде, именно в Новгороде такого Центра - гражданский долг.
Не ищу в этом ни комфорта, ни отдыха"

(Из письма В.И. Поветкина, 1985 г.)
Реконструкции струнных музыкальных инструментов X-XIV веков - гусли (щипковые) и гудки (смычковые). Финский кантеле (чёрный) и традиционные гусли XX века.
В.И. Поветкин делает реконструкцию лирообразных гуслей XII в.
Справа от В.И. Поветкина - корпус гуслей XII в (оригинал).
17 июля 2000 года древний Новгород преподнёс археологам сюрприз:
в слоях начала XI века была найдена древнейшая в славянском мире книга -
Новгородская Псалтырь.
"Находка была извлечена из достоверно датированных слоёв конца Х — первой четверти XI века. Судите сами. Выше её расположены остатки первого венца большого сруба, датированного методами дендрохронологии 1036 годом. Деревянный кодекс залегал 20-ю сантиметрами глубже. Примерный расчёт динамики накопления культурного слоя в пределах Троицкого-12 раскопа равен одному сантиметру в год. Значит, вероятная дата нашей находки — примерно второе десятилетие XI века". Академик В.Л. Янин
https://scisne.net/a-1030
Провести работу по реставрации восковых страниц Псалтыри попросили В.И. Поветкина. И он, несмотря на все его сомнения, приступил к этой работе, которая длилась в течение шести лет. Сложнейшая, напряжённейшая работа, не имеющая аналогов. Воск, пролежавший 1000!!! лет в земле, тающий от тепла, хрупкий... Наверное, только Поветкину, с его интуицией, добросовестностью и опытом работы с берестяными грамотами, археологическими обломками деревянных предметов было возможно провести эту работу. Интересны записи в дневниках В.И. Поветкина, где он рассказывает о работе с восковыми страницами Псалтыри.
"7–8 февраля 2001 г.
В завершение склеились два обломочка из числа «фоновых», возможно, со второй таблички. Конечно, обо всём не написать. Сколько было «путешествий» у каждого такого обломочка, прежде, чем он определился в своём местоположении. Сколько крепких слов приходило на помощь, чтобы справиться с непослушным невесомым тем или другим восковым кусочком! Я представил себе отчёт о восстановлении ПСАЛТЫРИ, написанный вот хотя бы в таких отнюдь не полных подробностях. Читать его – медленно терять чувство юмора. Разгорячённый успехом, часов в 7 утра вышел на улицу. Новое снежное покрывало лежало на ветвях яблонь, рябин и ёлочек. Всё изливало из себя внутренний свет. Сказочное утро. И жалко было убирать с дорожек вокруг Центра снежный покров. Но не убирать нельзя, иначе наши гости потеряют к нам дорогу. Единственное, что в моих силах – это по возможности убрать красиво, выявляя гармонию человеческого уюта, не слишком противореча природной величественной ясности всех её, природы, погодных перемен. Примечая красоту, переживая её, нуждаясь в ней, наконец, поддерживая её, человек начинает себя чувствовать – где бы он ни очутился – хозяином, ответственным за гармонию всего. Нынче странно слышать рассуждения, будто беспорядок в России оттого, что нет частной собственности. Природа окутала красотой всю Землю и всю космическую её колыбель. Вот частная собственность, которую каждый должен беречь вне зависимости от участка земли, который он огородил плетнём или чугунной литой решёткой. Весь необъятный мир, куда бы не забросила судьба – вот моя частная собственность, и твоя, и каждого".
"16 февраля 2001 г.
В 4 часа 38 минут прогремел гром, полил дождь, вскоре перемешанный со снегом. Угрожающе громыхает кровля, под порывами ветра идут, грядут перемены в мире. Книгой не занимаюсь. Решил отдохнуть и глазами, и постоянным напряжением внимания. Спи сколько хочешь. Но как ни старался, не заснул. От валерьянки проку мало. Ну хоть небесные гусли не проспал, и то хорошо. Кажись, поутихло".
"18 февраля 2001 г.
Большую часть дня сортировал самые мелкие кусочки воска, так называемый «песок». Мельчайшие песчинки начал ссыпать в отдельную коробочку, не подсчитывая, а те, что покрупнее, в другую. Последних пока что насобирал 300 штук, перебрал их, среди них могут быть те, что с едва приметными следами линий или букв, но вряд ли они найдут себе применение. А те, на которых следы отчётливы, разложил на лабораторном стекле. Конечно, и эти в большинстве не найдут своего места, но нет-нет, пусть крайне редко, но и они пригождаются. Несколько часов до полуночи пытался заниматься сборкой. Всё впустую. Ни одного обломочка, ни единой песчинки! Перебирать «песок» ещё предстоит – это лишь начало".
"19 февраля 2001 г.
Так пошло время новой ночи. И в полном неудовлетворении, в изнеможении в какой-то час уже собрался накрывать стёклами восковые таблицы, чтобы успокоить себя сном, как вдруг одному обломочку нашлось место: на 4-й табличке в пятой снизу строке. <...> С каждым из этих обломочков убито неисчислимое время. И вот, чудо свершилось. Воодушевлённый на новый поиск, я в сотый или тысячный раз взглянул на крохотный обломочек, и почудилось, что он может приклеиться к крупному плавающему «островку», некогда сложенному из трёх кусочков и на котором всё же не- ясными оставались следы буквы. <...> Итак, к 9 утра было подклеено на 4-й и 2-й таблицах 12 кусочков, среди которых был «островок», состоявший из трёх склеенных ранее кусочков. В 10:00 лёг, спал урывками, видел несколько снов, слышал сквозь сон хождение сотрудников по Центру, шумы на улице. Встал в 15:00. Пишу. Вот Зализняк-то будет сам не свой от радости. Сам же я в очередной раз сижу беспомощный перед сотнями островков, песчинок, с упрёком смотрящих на меня с лабораторного стекла. Думаю, что таких прорывов, как в минувшую ночь, не было и, тем более, не будет. А всё началось с ничтожного обломочка!"
Четыре восковые страницы и три досочки Новгородской Псалтыри XI в.
Фото Е.А. Рыбиной
Стол с реконструкциями археологических музыкальных инструментов и звучащих предметов X-XV веков для проведения лекций-концертов. 2018 г.
Фото А.А. Кочевника 1984 г. - 2009 г.
"Спасибо всем, кто был, кто вспомнил, кто простил.
Здоровья Вам и настоящих, родных песен -
Ваш Владимир Поветкин"

(Из Гостевой книги Центра музыкальных древностей)

С ЛЮБОВЬЮ К НОВГОРОДУ
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Материалы будут дополнятся и обновляться!
Выражаем признательность всем, кто принял участие в вечере памяти В.И. Поветкина!


© АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
При использовании материалов ссылка на блог обязательна.
Выставка работает до 14.03.2019 г.
Подробнее по телефону 8(8162)635019
Звоните!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website