Почётный гражданин Великого Новгорода
Любовь Митрофановна
Шуляк
Архитектор-реставратор
"Вы спрашиваете, сколько я памятников после войны восстановила?
Все памятники – это мои дети, которых я нянчила, когда после войны они были при смерти. Так что в каждом памятнике есть «кусочек» меня, моего сердца".

(Международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь" №1(10) январь 1995 г.)
Почётный гражданин Великого Новгорода
Любовь Митрофановна Шуляк

Л.М. Шуляк - архитектор-реставратор, создатель новгородской школы реставрации, внесла большой вклад в послевоенное возрождение городского ансамбля Великого Новгорода и дело охраны и реставрации памятников культуры и искусства.

Награждена орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Министерства культуры СССР, Министерства культуры РСФСР.
Посмертно присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года «За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII-XVII веков города и его окрестностей (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1997 года).

Звание присвоено решением 3-й сессии 20-го созыва Новгородского городского Совета народных депутатов от 17 декабря 1987 года за большой вклад в дело охраны и реставрации памятников культуры и искусства города, многолетнюю общественную деятельность.
http://duma.nov.ru/gorod/galereya_pochyotnykh_graz...
В е л и к и й ..Н о в г о р о д
Фотография А.А. Кочевника
Храмы, восстановленные архитекторами-реставраторами в послевоенное время, являются лицом Великого Новгорода, его историей, его украшением. Они воспеты художниками и поэтами. Достаточно увидеть Святую Софию, чтобы сказать: "Это - Новгород! Господин Великий Новгород!". Мы гордимся возрастом нашего города - нам 1160-лет! - любуемся его храмами, знакомимся с его историей, незримо и явно прослеживаемой в старых улицах, в их названиях. Можно придти на Ярославово Дворище, в новгородский Детинец, посетить первый в России монастырь - Юрьев, зайти в храмы XI-XV веков, увидеть фрески Феофана Грека, восстановленные фрески церкви Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле, иконы древних новгородских мастеров. Благодаря уникальному земляному культурному слою, сохраняющему органику, археологи-историки-лингвисты прочли и услышали в берестяных грамотах говор древних новгородцев, узнали и поведали нам об их мыслях и чувствах, о деловых заботах новгородцев. Берестяные грамоты "оживили" летописные памятники. Мы услышали музыкальные инструменты, звучавшие в X-XV веках в Новгороде...
Ожившая и озвученная история! Но этого могло и не быть. Если бы не подвиг тех людей, которые победили в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. , и тех, кто восстанавливал разрушенный Новгород.

http://centrpovetkina.tilda.ws/page352038.html


Прошло 75 лет со дня освобождения Новгорода
20 января 2019 года Великий Новгород отметил 75 лет со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Город был превращён в руины. Коробки домов, пустыри, разрушенные храмы, заминированная территория. Таким застали Новгород советские войска и новгородцы, вернувшиеся сразу после освобождения города.
"И вот он, Новгород. То, что они здесь увидели, было не осознать. Разрушения кругом на несколько километров. Многих это заставило онеметь и содрогнуться. Известный крупный искусствовед страны И. Э. Грабарь писал: «Нигде мир не был свидетелем таких чудовищных разрушений… памятники культуры погибли, великолепные сооружения, прекрасные произведения живописи, созданные гением великого русского народа, либо уже не восстановимы, либо искалечены до неузнаваемости». (А.М. Михеева "Новгород, музей... и вся моя жизнь", Великий Новгород, 2011 г.)

"Д. С. Лихачёв писал в своих воспоминаниях,
что новгородские храмы взрывались фашистами для строительства дороги и укреплений.
Посетив Новгород сразу же после его освобождения, он писал: "<…> Земляной вал на Софийской стороне был весь изрыт траншеями и немецкими блиндажами. Люди жили в них. Кое-где курился дымок. <…> Камнем от одной из церквей была вымощена на Софийской стороне улица: немцы разобрали её на строительство не только дороги, но и для своих укреплений. <…> Церковь в Волотове, которую я очень люблю, была разбита до высоты человеческого роста, там еще сохранились ценнейшие куски фресок. <…> Видеть гору обломков на месте, где была такая великолепная церковь, видеть разрушенный Сковородский монастырь с не запечатлёнными на фотографиях фресками, расчищенными Олсуфьевым, видеть Ковалёво в развалинах, всё это было ужасно. <…>
Но страшнее всего была церковь, выходившая углом к Волхову и имевшая синие купола с золотыми звездами*. Она была главным оборонительным пунктом нацистов. Пол в ней был завален минами и патронами для пулеметов. Немцам удалось именно в этом месте отразить одно из наших наступлений, стоившее нам многих жертв. Тысячи советских солдат ушли под лёд". (А.М. Михеева "Новгород, музей... и вся моя жизнь", Великий Новгород, 2011 г.)
* "синие купола с золотыми звездами" у Крестовоздвиженского собора Юрьева монастыря.

На фото: Водружение знамени Победы над стеной кремля освобожденного Новгорода. 20 января 1944 года
Павшим героям.

Склоняйте знамёна.
Пусть красные стяги трепещут
Пред памятью павших героев.
Склоняйте знамёна...
Здесь смело боролись и жизнь не жалели,
Здесь щедро на ставку бросали
И лучшие годы и лучшие жизни.
Склоняйте знамёна...
Склоняйте знамёна
Пред памятью павших героев...

Л. Шуляк
"В первые месяцы после освобождения Новгорода к работам по консервации приступила бригада Ленинградского областного отдела архитектуры. В мае 1944 г. Комитет по делам архитектуры при СНК СССР направил в Новгород комиссию в составе академиков А.В. Щусева и И.Э. Грабаря, члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Д.П. Сухова. Комиссия оценила состояние памятников и наметила первоочередные меры по их сохранению и реставрации".
http://expo.novarchiv.org/novgorod-rebirth-2012/16...
Щусев
Алексей Викторович
(1973-1949)
«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры». «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», — говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

Подробнее
Грабарь
Игорь Эммануилович
(1971-1960)
Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.
Подробнее
Сухов
Дмитрий Петрович
(1867-1958)
«Сам памятник архитектуры должен составлять план реставрационных работ, он же должен вести и работы. Бойся всякого насилия над ним, не навязывай ему своих мыслей и желаний. Заставь говорить памятник, пусть он расскажет о своих нуждах. В процессе реставрационных работ продолжай слушать его голос. Не пророни ни слова, помни, что самые ценные сведения ты получишь именно во время реставрационных работ, когда сможешь проникнуть в глубь стен, разобрать поздние закладки, заглянуть в фундаменты. Если сам памятник будет главным твоим советчиком, то ты его не загубишь и не исказишь» (Дмитрий Сухов)
Подробнее
"Разрушения, которые принесла городу и области война, были огромны. Чудовищные разрушения памятников архитектуры, произведений живописи, скульптуры ранее не были известны ни в одной из войн… Всемирно известные памятники древнего Новгорода, гордость русской культуры, были расстреляны и превращены в груду развалин <…>.
После образования летом 1944 года Новгородской области был создан областной отдел архитектуры с сектором по охране памятников. Возглавил сектор художник-реставратор Н.А. Чернышов".
(Тынтарева Л.Я. "Как создавался город-музей" (альманах "Чело" №3 март 1995 г.)
http://www.novsu.ru/file/131001
Чернышев
Николай Александрович
(1906-1979)
Уроженец Петербурга, выходец из именитой дворянской семьи. <...> В 1944 году, когда в освобождённых от немцев русских городах возникла потребность в знающих и умелых людях, он оказался в Новгороде. <...> Чернышев почти шесть лет возглавлял областную инспекцию по охране памятников истории и культуры, а затем с 1956 по 1959 год заведовал художественным отделом Новгородского музея. <...> Уже выйдя на пенсию, Николай Александрович сделал свой главный подарок Новгороду. В небольшой мастерской с помощью нескольких близких людей он возродил, казалось, утраченное навсегда Софийское паникадило.
Источник: газета "Новгород" 28.08.2008 №35(947)
http://gazetanovgorod.ru/gazety/gazeta-novgorod/53...

"Ему, интеллигенту старой высокородной закалки и человеку порой с забавными странностями в эмоциях, донкихотовских позах, жестах, мимике, речевых интонациях, в самом словопроизношении, казалось бы, надлежало угодить в разряд белейших из белых ворон. Однако ничего подобного не случалось – в работящем коллективе он воспринимался уважительно, с доверием и нефамильярной непринужденностью. Секрет его доступности более всего заключался в умении командовать – советуясь, руководить – собственнолично хватаясь за самую черновую работу".
Мантейфель С.Б. "Немногое о Николае Александровиче Чернышове" (альманах "Чело" №3/1999)
http://www.novsu.ru/file/131018
"13 декабря 1944 года по Постановлению СНК СССР создана Специальная проектно-реставрационная мастерская <…>
Первым директором СНРПМ был назначен старший архитектор ленгорисполкома Сергей Николаевич Давыдов, хорошо знавший систему охраны и реставрации, работавший в составе областной Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с января по май 1944 года. С С.Н. Давыдовым работали архитекторы В.Н. Захарова, П.Н. Максимов, И.Г. Сахарова, Е.Н. и А.Н. Петровы, Ю.Э. Крушельницкий, Л.М. Шуляк. <…>".
(Тынтарева Л.Я. "Как создавался город-музей" (альманах "Чело" №3 март 1995 г.)
http://www.novsu.ru/file/131001
Давыдов
Сергей Николаевич
(1902-1977)
Родился в Петербурге. <...> С.Н. Давыдов непосредственный руководитель ремонтно-реставрационных работ на многих разрушенных войной памятниках: Софийский собор (1945-1948); здание Судного и Духовного приказов и Лихудов корпус (совместно с женой В.Н. Захаровой, 1945-1947); Владычная (Грановитая) палата Кремля (совместно с женой В.Н. Захаровой, 1945-1947); церковь Спаса на Нередице (укрепление и консервация руин, совместно с Л.М. Шуляк, 1944-1945, 1949); надвратная башня Гостиного двора (ремонтно-реставрационные работы, 1948) и др.
Источник: «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области». Сост. и науч.редактор М.И. Мильчик, С-Пб, 2008 г.

"Это был интеллигентный человек, добрый и очень внимательный к людям. Когда вечером он выходил немного подышать воздухом, отдыхая от напряженного дня работы, нас, кремлёвских детей, разгорячённых от беготни и крика, как бы притягивало к нему. Его проникновенный голос успокаивал нас, чуть не первобытных в познаниях древней архитектуры, замолкая, мы слушали, слушали его и не хотели расходиться по домам".
А.М. Михеева "Новгород, музей... и вся моя жизнь", Великий Новгород, 2011 г.
"На сорокаметровой высоте,
под железными каркасами куполов Софии,
познакомились мы с Никитой Семёновичем Тимофеевым,
чьи руки укрепляют дуги каркасов и обшивают их листами цинка.
В этот день ослепительно блестел только что установленный крест
юго-восточной главы собора. С центральной площадки, с высоты птичьего полёта,
виден был из конца в конец весь Новгород и все его пригороды.
За белокаменным Юрьевым виднелись тесовые крыши колхоза «Прилив» - родина Никиты Семёновича Тимофеева. В колхозе знали Никиту Семёновича как кузнеца и слесаря. Но земля новгородская слухом полнилась. Архитектор Сергей Николаевич Давыдов узнал от старожилов Новгорода, что кузнец Тимофеев тридцать два года назад покрывал оцинкованным железом пятиглавую Софию. Тов. Давыдов поспешил встретиться с ним".
Из статьи В. Соколова "Верхолазы" (газета "Новгородская правда", 16 июля 1947)
https://vk.com/historynov?w=wall-112222422_2789

"По нашему мнению, Давыдов оказался в центре противоречивых процессов и стал жертвой неурегулированной системы восстановления памятников зодчества. Областное и городское руководство, сменившееся после «ленинградского дела», явно взяло курс на изменение градостроительной политики, которому сопротивлялся Давыдов".
В.А. Ядрышников "Достояние республики " (газета "Новгородские ведомости", 2017)
https://novvedomosti.ru/articles/unclassified/4487...

"Рубежом первого этапа в истории СНРПМ следует считать 1950-й год. Проблемы реставрации древнерусского зодчества отодвигались в связи с тем, что идея создания города-музея была отвергнута. <…> Резкой критике подверглась работа СНРПМ. Директор СНРПМ С.Н. Давыдов, а годом раньше Ю.А. Чернышев были освобождены от занимаемых должностей. С работы их сняли новые руководители области <…>. Этому руководству несвойственно было дать достойную оценку работы Н.А. Чернышева и С.Н. Давыдова по спасению древнерусского искусства в первые послевоенные годы. Однако спасательные работы по памятникам были проведены, заложены научные основы и создана первоначальная методика реставрации".
(Тынтарева Л.Я. "Как создавался город-музей" (альманах "Чело" №3 март 1995 г.)
http://www.novsu.ru/file/131002
"Весом вклад "давыдовского" периода и в формирование методики реставрации. Главные её положения были сформулированы ведущими старейшими учёными. Заслуга С.Н. Давыдова и его коллег в том, что они старались чётко следовать принципам научной реставрации и творчески решать все вопросы.
<...>
На этом фоне выглядят парадоксальными острая критика высших властей в адрес СНРПМ в 1949-1950 гг. и снятие с должности С.Н. Давыдова ".
(Ядрышников В.А. "Чудо возраждения: История новгородской архитектурной реставрации" , СПб, 2017)
Эта фреска в главном, золотом куполе Софийского собора была навсегда утрачена
во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
"После вынужденного ухода в 1950 г. С.Н. Давыдова и В.Н. Захаровой в Новгородской реставрационной мастерской остался лишь один архитектор - Любовь Митрофановна Шуляк".
(Ядрышников В.А. "Чудо возраждения: История новгородской архитектурной реставрации" , СПб, 2017)
Любовь Митрофановна Шуляк
человек-эпоха
Любовь Митрофановна Шуляк родилась 9 октября 1896 года в Петербурге в семье военного врача, Действительного статского советника Митрофана Яковлевича Шуляка и дочери киевского педагога П.Т. Шатько - Елены Петровны. Детство провела в Киеве.
"В 1916 году Л. Шуляк посещала Высшие женские архитектурные курсы, впоследствии вошедшие в состав Государственного Архитектурного института, который окончила в феврале 1927 г. со званием архитектора. Одновременно училась в Ленинградском университете на археологическом отделении факультета общественных наук (ФОН)".
Л.М. Шуляк "получила обширное гуманитарное образование, навсегда определившее круг интересов и умение всесторонне охватывать исследуемый материал".





Л.М. Шуляк. Фотография 1913 г.
Весна.

Ты помнишь день
Ликующий и яркий,
Была весна и солнце ласково светило,
Я косу с плеч свою спустила
И луч играл в волне волос.
И этот лес, цветы, лужайка
И ручеёк, журчащий вдалеке
И эта юная весна и я -
Мы все слились в едино для тебя.
Не будь весны тогда,
И не было б меня,
Не будь меня,
И не было б весны тогда.

Л. Шуляк
С 1920 по 1930 гг. Любовь Митрофановна была научным сотрудником Государственной Академии Истории Материальной Культуры (ГАИМК) (Ленинград). "В составе экспедиций ГАИМК в 1920-30 гг. Л. Шуляк работала по выявлению и обследованию памятников архитектуры Архангельской, Псковской, Новгородской и Ленинградской губерний, Среднего Поволжья". В Ленинграде "была связана со многими деятелями культуры и искусства", такими как В.А. Щуко, А.В. Щусев, Н.К. и Б.К. Рерихи, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, Д.В. Айналов.
"Пережила блокаду Ленинграда, оставаясь в осажденном городе до конца зимы 1941-1942 г., участвовала в эвакуации коллекций Эрмитажа, статуй Летнего сада и других памятников.".

(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)
Автобиография Л.М. Шуляк.
Опубликована в газете "Вера. Надлежда. Любовь" №5(31), июнь 1997 г.
Ленинград
Скульптуры Летнего сада
http://opeterburge.ru/sight/skulptury-letnego-sada...


Статуя в Летнем саду.

Весна, прекрасный мрамор плеч твоих,
Едва желтеющий среди сверкающих снегов.
Мороз, зима, застывший лёд...
Но ты, весна полунагая,
С улыбкой ласково-мечтательной
На землю щедро всё бросаешь
В своём падении застывшие цветы.

Л. Шуляк
"Если надо, она и грудью защитит народное достояние.
Так было в блокадном Ленинграде. В 41-м году по заданию инспекции по охране памятников Шуляк проводила «захронение» мраморных статуй Летнего сада. В тот момент в саду был устроен эвакопункт, с которого отправлялись добровольцы на фронт. По знаменитым аллеям сновали грузовые машины. Один тяжёлый грузовик двигался прямо на статую, кажется, «Амур и Психея».
- Назад! – крикнула Шуляк.
Машина резко дёрнулась, но почти наехала на мраморное изваяние.
Любовь Митрофановна заслонила святыню собой:
- Не дам!
- Люди на фронте гибнут, а ты статуи спасаешь! – зло крикнул ей шофёр, но всё же отъехал.
Как ему было объяснить, что в те минуты кто-то проливал свою кровь именно за судьбу Летнего сада, за Марсово поле, за свободу своего города и сохранность всех его реликвий.
- Они гибнут за Ленинград, и за это тоже! – отвечала она.

Много лет спустя, в Новгороде, когда засыпали Фёдоровский ручей, чтобы проложить проспект Гагарина, надо было защитить от разрушения часть старого городского вала. И она, уже старушка, кинулась наперерез бульдозеру. Ещё бы минута и было поздно. Но она успела и отстояла".
(статья "Завидная судьба", газета "Политехник" от 15.10.1986 г.)
Амур и Психея. Летний сад Санкт-Петербурга
БЛОКАДА.

"Тяжелая форма дистрофии. Меня везут в больницу. Быть может, - это последний рейс машины. Бензина больше нет. Поворот, въезжаем во двор. Все занесло снегом. Едва сереющая дорога ведет к больничному корпусу.
Приемная. Маленькая мигающая «коптилка» тускло освещает небольшое помещение. Длинные тени от колеблющегося света ползут по стенам. Всё заполнено людьми. Большинство совершенно изнеможенные сидят на полу. Рядом лежат находящиеся в полусознательном состоянии. И только немногие скрючившись обессиленно стоят у стены. Общая темно-серая масса – где начинается один, где кончается другой – не разобрать.
Регистрируют. Это еще не отменено…
Спотыкаясь, санитарки несут меня длинным темным коридором, сплошь заставленным кроватями. Часть больных лежат прямо на полу. Поворот направо, налево, подъем по крутой лестнице – и меня кладут в большую палату третьего этажа. Полумрак. Электричества нет. То здесь, то там вспыхивают и погасают огоньки. Это сестры с лучинками ходят по палатам.
На соседней койке кто-то лежит. В темноте не разобрать… Слабый свет лучинки мимо проходящей сестры на миг освещает застывшие стеклянные глаза. Тени прыгают по скулам, ввалившимся щекам, заострившемуся носу. Соседка мертва. Стараюсь не смотреть, не думать, укрыться с головой. Страшно, жутко…
Холодно – центральное отопление не работает, а на улице 40 градусов мороза. Старенькое одеяльце не греет. Сворачиваюсь клубочком и натягиваю на себя тюфяк. Он жесткий, не гнется, и с боков продувает. Немного согрелась.
Скрюченное тело болит и ноет, но боишься повернуться, вытянуться, так как потеряешь тепло. А надвигающаяся ночь длинная, холодная, темная. И до рассвета далеко.
...Светает, наступает утро, в палате полумрак. Дают завтрак: небольшой ломтик хлеба и маленькую чашечку чуть теплой водицы. Отщипываешь крохотный кусочек хлеба, кладешь в рот и медленно-медленно жуешь. Он становится таким вкусным, таким сладким, но скоро исчезает во рту. И снова тянешься, и снова отламываешь крошку и осторожно ещё жуешь, стараясь не проглотить, не потерять наслаждение… Смерили температуру. 35,2 градуса – почти как у покойника!
Мрак постепенно рассеивается. Всматриваешься в окружающее. Соседку-покойницу унесли. На её месте лежит старушка. В полубреду она бормочет: «Ванечка, не уходи… Дай картошечку. Дай хоть одну малюсенькую картофелинку… Ушел… Не дал…».
Наискосок от меня – больная с голодным поносом. Белья нет, и сестра который раз подворачивает под неё уголок одной и той же грязной простыни.
Через койку лежит медсестра этой больницы. Сосед по квартире, когда она, уже одетая, собиралась уходить, вошел к ней в комнату, ударил её топором по голове, схватил лежащую на столе хлебную карточку и убежал. Топор, занесенный обессиленной, дрожащей рукой, скользнул, а меховая шапочка смягчила удар и спасла девушку от смерти. Падая, она успела крикнуть, прибежали соседи… и вот она лежит в палате, с забинтованной головой.
Посередине палаты находится студентка. Такая молодая, такая красивая! Её подобрали возле университета. Осколок снаряда попал ей в живот. Ранение очень тяжелое, но она не стонет, не плачет, и только слезинки застыли в уголках её закрытых глаз.
Ко мне подходит девочка лет семи. У неё обморожены обе ноги. Она все время хнычет и жалуется, что все болит. Стараюсь её рассмешить и хоть немного отвлечь от боли, окружающего кошмара и вызвать на её исхудавшем, бледном, по-старчески выглядящем лице, подобие улыбки.
Сторожа покойницкой больницы «забрали». Его маленькая дочурка ходила по двору и все бормотала: «А мы бабкину ляжку ели, а мы бабкину ляжку ели!». Прислушались, проверили. Действительно, сторож варил из покойников студень, ел сам, кормил семью и продавал ещё на рынке.
Вдруг по палате проносится тихо-тихо, как шелест легкого ветерка: «Ма-ма… Ма-моч-ка!» и все смолкло. Это юность простилась с жизнью. Умерла девушка, раненная в живот. Наступила тишина, но не мирная, успокаивающая, а зловещая, напряженная, пронизывающая все насквозь...
В больнице я пробыла сравнительно недолго. И когда моя температура с 35 градусов поднялась до 36, меня выписали, и я вновь стала работать в ленинградских органах охраны памятников истории и культуры. Всем сотрудникам удалось немало спасти, сохранить, исследовать и зафиксировать. Как например, мраморные статуи Летнего сада, которые были засыпаны и сохранены. Иначе все это погибло бы и погибло бы навсегда. Среди них многое и многое было неизвестно, не изучено. И это стало бы большой утратой для прошедшего, настоящего и будущего. История не должна быть выдумкой, а должна быть правдой".

Л. Шуляк.
(Международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь" №1(10) январь 1995 г.)
( было опубликовано ещё в рубрике «Это было, было» газеты "Новгородская правда" от 09.05.1991 г.)

Есть критика, ищущая истины и правды,
Есть критика по обязанности
И есть критика для самовозвеличивания.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Клевета - что грязная вода:
Разольётся, высохнет, а пятно останется.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Для клеветы доказательств не требуется,
а для оправдания их всегда не хватает.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Первооткрывателем часто становится не тот,
Кто первый открыл,
А тот, кто первый ударил в колокол.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Он был ловким и на ходу срезал
Чужие мысли и изобретения.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Новгород
" По ложному обвинению, которое впоследствии было снято, весной 1942 г. была выслана из Ленинграда в Сибирь. Жила в Ухте, Сургуте, на несколько лет была оторвана от своего дела, семьи, друзей. В 1945 г. Любовь Митрофановна возвратилась из Сибири и в 1946 г. приехала в Новгород по приглашению С. Н. Давыдова, директора Новгородской реставрационной мастерской. Придя в мастерскую уже сложившимся специалистом, была одной из тех, кто создавал новгородскою реставрационную школу".
(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)


Л.М. Шуляк. 1950-е. Архив Д.С. Лихачёва:
"Она спасла остатки Николы Липного"
http://likhachev.lfond.spb.ru/Photo/photo.php?index=person&letter=%D8&person=61


Член-корреспондент АХ СССР Владимир Павлович Толстой (1923-2016) https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_o... так вспоминает свою встречу с Л.М. Шуляк:

"В Новгороде в 1948-1949 годах я на некоторое время «прибился» к бригаде реставраторов монументальной живописи. <…> Мои реставраторы превосходно разбирались в иконографических тонкостях и живописных достоинствах расчищаемых фресок. Присутствовать и быть участником их разговоров во время работы было для меня, начинающего искусствоведа, полезно и лестно.

И ещё что мне хорошо запомнилось из той командировки в Новгород – знакомство с довольно молодой хрупкой женщиной, архитектором-реставратором Любовью Шуляк, поразившей меня тем, чем она тогда занималась. Её поистине подвижнический труд состоял в том, что каждый день с раннего утра она переправлялась на другой берег Волхова к развалинам Нередицы, знаменитого храма конца XII века, славившегося своими яркими, экспрессивными и наивно-простодушными росписями, которые вместе с храмом погибли во время войны. Задача Л. Шуляк состояла в том, чтобы из образовавшейся на месте храма груды обломков и мусора извлекать даже самые малые осколки штукатурки со следами фресковой живописи и тщательно рассортировывать их по корзинам, с обозначением того места в храме, где они были подобраны. Весь этот поистине сизифов труд добровольно взвалила на себя эта женщина потому, что верила: когда Нередица будет восстановлена в первоначальном виде, тогда на стенах храма найдут свое место собранные ею фрагменты фресок XII века. Надо было видеть, с какой педантичностью и верой в необходимость этого труда выполняла Л. Шуляк эту нудную, каждодневную, не знающую конца работу. Это был настоящий бескорыстно-самоотверженный подвиг, вызывающий восхищение и уважение.
(Толстой В.П. «Повесть о великих тружениках. О «делах и днях» наших мастеров реставрации» из сборника «Предмет архитектуры: Искусство без границ», М., 2011)
https://books.google.ru/books?id=8nLntMKDEqAC&pg=P...

Любовь Митрофановна Шуляк о храме Спаса на Нередице:

"Как выглядела Нередица?
Верха совсем не было, пострадал памятник больше с западной стороны, потому что отсюда был обстрел.
Наша задача была такова: вначале разобрать завалы, выбирать их нужно было осторожно, потому что стенки рушились, летели мелкие кусочки разбитых фресок. Мы не просто копали, а осторожно выбирали фрагменты фресок, складывали и писали, возле какого места они найдены, потому что в большинстве случаев фрески падали рядышком, где стенка рушится, там и фрески.
Так что мы собирали фрески и, кроме того, мне пришлось заниматься такой работой, которой я раньше никогда не делала – укреплять фрески.
<...> Увидим, что фреска отходит от стены, делаем так называемое бортовое крепление. По бокам обмазываем и укрепляем, и она остается на месте.
…Ужасен вид развалин. Да и люди, ютившиеся в склепах, на кладбищах, были, как тени. Я удивлялась, почему я не прихожу в ужас от такой картины? Потом поняла, что к этой картине я была уже подготовлена ленинградской блокадой".

Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь",
№ 1 (10) январь 1995 г.

"…Ужасен вид развалин. Да и люди, ютившиеся в склепах, на кладбищах, были, как тени. Я удивлялась, почему я не прихожу в ужас от такой картины? Потом поняла, что к этой картине я была уже подготовлена ленинградской блокадой".
"В 1940-50 гг. были проведены противоаварийные, консервационные работы и начаты научные исследования на большинстве памятников архитектуры Новгорода. Послевоенный Новгород представлял сплошные руины. Работы велись одновременно почти на всех памятниках, в опасных аварийных условиях; архитектор в день бывал на нескольких объектах. Сейчас трудно представить напряжение, интенсивность работ тех лет. Часто работы приходилось останавливать и вызывать саперов. Любовь Митрофановна недаром называет все новгородские памятники своими детьми, говорит, что нянчилась с ними и выхаживала, когда они были при смерти".
(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)
Реставрация - увлекательная поэма,
она открывает тайны прошлого,
помогает понять общий ход истории.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
На память надейся, но себя проверяй.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
С собой не надо нянчиться,
Для себя нужно иметь плёточку.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Умирать надо не хныкая.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Ищи красоту и ты её найдёшь.
Она всюду вокруг нас.
Выброшенная тряпочка. Ею вытирали перья.
Случайные пятна туши создали этот рисунок.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Храмы - дети мои.
Любови Митрофановне 59 лет.
Фотография опубликована в газете "Вера. Надежда. Любовь" №5(31), июнь 1997 г.
Церковь Николы на Липне XIII в.
Церковь находится на небольшом острове близ Великого Новгорода
«В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно разрушен. Видное и относительно возвышенное положение памятника его подвело, сделав удобной мишенью для фашистских орудий. Кроме того, там был советский наблюдательный пункт, поэтому солдаты испанской «Голубой дивизии», засевшие в Юрьевом монастыре, били по храму с особой жестокостью».
В.А. Ядрышников «Чудо возрождения. История новгородской архитектурной реставрации», СПб, 2017
«Реставрационные работы проведены в 1954 – 1956 (рук. Л.М. Шуляк, при участии и консультациях П.Н. Максимова). Для данной реставрации характерны значительные по объёму дополнения, но почти все они строго обоснованы».
В.А. Ядрышников «Церковь свт. Николая Чудотворца на Липне» в сб. «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области», СПб, 2008
Церковь Спас на Ильине улице XIV в.
Сохранились фрески росписи Феофана Грека 1378 года.
«В годы Великой Отечественной войны памятник получил значительные повреждения: от взрыва отошёл юго-западный угол, между южной стеной и сводом образовалась сквозная трещина; были пробиты коробовый свод западной ветви пространственного креста и свод северо-западной угловой каморы; образовалось огромное количество трещин в арках, стенах и сводах; в окнах барабана и над апсидой в восточной стене фашистами были сделаны амбразуры для наблюдательных пунктов. Фрески церкви также были повреждены как в результате военных действий, так и вследствие долговременного отсутствия кровли.
<...>
В 1946 г. начались противоаварийные работы <…> В 1948 г. были произведены архитектурно-археологические обмеры и начато исследование памятника. Восстановительно-реставрационные работы (рук. Л.М. Шуляк) осуществлены в два этапа: первый в 1950 – 1959 гг., второй в 1959 – 1961 гг.»
И.В. Терская «Церковь Спаса Преображения на Ильине улице» в сб. «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области», СПб, 2008
Церковь Дмитрия Солунского XIV в.
Действующий храм. Рядом находится колокольня
1947 г. «Под руководством Шуляк при консультациях П.Н. Максимова начата реставрация разрушающейся церкви Дмитрия Солунского».
1949 г. «О форме первоначального покрытия храма исследования не дали однозначного ответа, поэтому реставраторы решили повторить позднее завершение. Восстановлены восточный свод, рухнувший купол, при наличии следов в натуре раскрыты древние окна, декор фасадов»
В.А. Ядрышников «Чудо возрождения. История новгородской архитектурной реставрации», СПБ, 2017
Церковь Петра и Павла в Кожевниках XV в.
Храм отреставрирован с учётом сохранившихся более древних архитектурных особенностей.
«В годы Великой Отечественной войны здание серьёзно пострадало: утрачены все деревянные части (кровли, междуэтажное перекрытие, заполнения проёмов, все каменные конструкции пришли в аварийное состояние; в 1945 г. обрушился южный свод».
В.А. Ядрышников «Церковь апостолов Петра и Павла в Кожевниках» в сб. «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области», СПБ, 2008
«Работы по восстановлению церкви Петра и Павла в Кожевниках ( 1406 г.) были начаты в конце 1946 года и производились ОСМУ – 5 треста «Новгородстрой» под непосредственным наблюдением и научным руководством ст. архитектора СПМР – Шуляк Л.М. Параллельно строительным работам велось научное исследование памятника и его архитектурно-археологический обмер.
<...>
Детальное изучение повреждений памятника показало, что большинство происходящих в нём деформаций идут по старым путям. <…> и трещины появившиеся в годы войны 1941-1945 гг.(во всяком случае основные из них) – это лишь вновь раскрывшиеся и осложнившиеся старые раны»
Из научного отчёта Л.М. Шуляк о работе по восстановлению церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде за 1946 г. (Технический архив Научно-реставрационного управления. Ед. хр. Р-10 )
«В 1955-1958 гг. Л.М. Шуляк и Г.М. Штендер выполнили реставрацию храма Петра и Павла в Кожевниках (1406). Памятник не подвергался масштабным перестройкам, а в ходе исследований удалось обнаружить все его древние формы.
<...>
Данную работу можно считать эталонной для памятников с несложной строительной историей. Это единственный памятник Новгорода, которому по натурным данным полностью возвращены первоначальные формы (кроме некоторых элементов интерьера).
В.А. Ядрышников «Чудо возрождения. История новгородской архитектурной реставрации», СПб, 2017

Церковь Иоанна Богослова на Витке XIV в.
Старообрядческий действующий храм.
«Во время Великой Отечественной войны памятник получил большие повреждения. В 1952 году Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской было проведено восстановление памятника с исследованием и реставрацией его отдельных частей: портала, окна и ниши южного фасада; окна, ниши и пояса – «бегунца» западного фасада. Полная реставрация памятника пока не проведена, но и то немногое, что удалось изучить и восстановить в первоначальных формах, изменило существовавшее до этого представление о памятнике. Взамен скромного, упрощённого последующими переделками, почти лишённого декора, возродился нарядный, богато насыщенный деталями памятник, который является ценным образцом новгородского зодчества конца XΙV века и до настоящего времени имеет большое значение в изучении русской культуры.
Автор проекта реставрации – архитектор Шуляк Л.М.».
Л.М. Шуляк «Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Иоанна Богослова на р. Витке XΙV в.» Новгород, 1959
«После реставрации памятник не использовался и постепенно ветшал. В 2001 г. церковь Иоанна Богослова передана старообрядческой общине для использования по первоначальному назначению. В 2002 – 2004 гг. проведены реставрационные мероприятия. <…> Проект подготовлен в полном объёме».
В.А. Ядрышников «Церковь св. Иоанна Богослова на Витке» в сб. «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области», СПБ, 2008
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью XIV в.
Сохранились фресковая роспись второй половины XIV века.
«В годы Великой Отечественной войны храм был превращён фашистами в огневую точку, для чего в барабане пробили амбразуры. Из-за повреждения кровли обветшала кладка стен и сводов. Полностью утрачены крыша западной пристройки и шатёр колокольни.
В 1947 – 1949 гг. памятник студентами МАРХИ (рук Л.М. Шуляк ) выполнены подробные обмеры храма.
В 1951 – 1955 гг. памятник реставрирован (рук. Л.М. Шуляк при участии Л.Е. Красноречьева) почти в первоначальном виде».
В.А. Ядрышников. «Церковь вмч. Фёдора Стратилата на Ручью» в сб. «Архитектурное наследие
Великого Новгорода и Новгородской области», СПБ, 2008
«В процессе реставрации здание укреплено связями, восстановлены рухнувшие своды притвора, вычинена кладка. По натурным следам впервые в Новгороде раскрыта и реставрирована трёхлопастная форма покрытия, являющаяся отличительной чертой «классического новгородского храма». Раскрыты все древние проёмы и декор. Остатки притвора XΙV в. выявлены и законсервированы в интерьере, а следы примыкания южной пристройки – на фасаде».
В.А. Ядрышников «Начало больших реставраций в Новгороде» в «Ежегоднике Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. 2013», СПб, 2015

Церковь Рождества Христа на Красном Поле XIV в.
Расположена на Рождественском кладбище.
Недалеко от храма похоронена Любовь Митрофановна Шуляк.
«Во время войны в памятник попало два артиллерийских снаряда, и он получил большие повреждения, было разобрано междуэтажное перекрытие. В 1944 году проводилось частичное укрепление фресок. В постройке продолжались деформации западного свода. В 1946 году от взрыва близлежащих руин Никольской церкви в памятнике разрушились лопатки северо-восточного угла, усилились деформации. <…> В 1947 – 1954 гг. проводилась частичная реставрация. <…> С 1975 г. велись работы по укреплению и расчистке фресок, а с 1976 года – исследование, составление проекта реставрации и инженерное крепление.
Окончание всех реставрационных работ с подготовкой памятника к музейному показу намечено планом на 1980 год.
Ст. архитектор Л. Шуляк»
Историческая справка по памятнику архитектуры и живописи XΙV века – ц. Рождества Христова и Рождественскому монастырю на красном поле в городе Новгороде (составлена Л.М. Шуляк) (Технический архив Научно-реставрационного управления. Ед. хр. Р-1063)
1975 – 1982 гг. велись работы по укреплению и реставрации церкви Рождества (Л.М. Шуляк, Н.Н. Кузьмина и инж. Г.Б. Бессонов – «Союзреставрация», Москва). Обмеры, исследования и проектные работы велись одновременно с реставрацией.
«В ходе работ все конструкции были укреплены связями, трещины проинъектированы, кладка вычинена. Раскрыты древняя фактура стен, все древние окна, развитый западный портал, восстановлен декор на западном фасаде, реставрирован интерьер».
В.А. Ядрышников «Чудо возрождения. История новгородской архитектурной реставрации», СПб, 2017
"Л.М. Шуляк считала, что "спасение памятников - необходимость историческая: если памятники погибнут, то тогда никто ничего не узнает... История не должна быть выдумкой, а должна быть правдой. В этом отношении архитектура освещает очень многое...".
Источник: Виктор Попов "Шуляк Любовь Митрофановна: Возрождение шедевров" из сборника "Сто лидеров земли Новгородской: сборник биографических очерков", Великий Новгород, Государственный архив новейшей политической истории Новгородской области (ГАНПИНО), 1999.
Архивы Новгородской области http://novarchiv.org/2009-02-10-12-35-07/2009-02-1...

История не должна быть выдумкой, а должна быть правдой.
Л.М. Шуляк
"Научное наследие Любови Митрофановны сравнительно невелико – ею опубликовано лишь шесть брошюр и статей <…>. Однако то немногое, что принадлежит перу Любови Митрофановны, написано на высоком уровне и в целом не утратило своего значения по сей день. Немало интересных материалов хранится в архиве реставрационной мастерской и может быть издано позднее, значительная же часть информации находится в личном архиве Л.М. Шуляк <...>".

Из Предисловия искусствоведа В.А. Ядрышникова к книге "Л.М. Шуляк ОБ АРХИТЕКТУРЕ НОВГОРОДА", Новгород, 1998 г.




Книгу на выставку предоставила Новгородская областная универсальная научная библиотека
http://reglib.natm.ru/newsite/

Любовь Митрофановна Шуляк за работой.
(Международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь" №5(31), июнь 1997 г.)
"Однажды в Новгород поступило предложение направить архитектора для создания музея В.И. Ленина в Шушенском. Желающих поехать не оказалось. Тогда Любовь Митрофановна сказала: "Хорошо, я буду моложе и здоровее молодых!", - и в свои 70 лет отправилась в Сибирь".
Источник: Виктор Попов "Шуляк Любовь Митрофановна: Возрождение шедевров" из сборника "Сто лидеров земли Новгородской: сборник биографических очерков", Великий Новгород, (ГАНПИНО), 1999.
Л.М. Шуляк:
"В заповеднике решена задача дать экспозицию не только двух домов, где жил Владимир Ильич, но реально показать целый уголок посёлка с его архитектурой и бытом конца XIX века. В этом коренное отличие Шушенского от других мемориалов, где экспонатом является только одно здание, связанное с пребыванием В.И. Ленина. Шушенское - это историко-мемориальный и вместе с тем архитектурно-этнографический заповедник, в чём его особая ценность. <...>
Требовалась точность во всём. Дверные ручки, кованые гвозди, кольцо в потолке для подвески люльки - всё имеет значение, создаёт правдивость восприятия ощущения времени"
(газета "Новгородская правда" от 30.04.1970 г.)

О Поездке Л.М. Шуляк в Шушенское
Газета "Ленинская искра" №21 (8595) от 26.05.2016 (в 4 колонке газеты информация о Л.М. Шуляк)
На фотографии Л.М. Шуляк справа в первом ряду
http://l-iskra.ru/upload/iblock/a88/a8848faafff1f0...
Очень интересно показан музей в Шушенском здесь:
https://shtish.livejournal.com/4874.html
Гражданская архитектура.
Позднее Любовь Митрофановна занималась проблемами городской застройки Новгорода, утверждая важность сохранения не только памятников, но и рядовых построек и малых архитектурных форм, важных для сохранения исторической среды древнего города.
(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)
"Обоям - 110 лет.
Дом 6 по улице Кировской поставлен на капитальный ремонт. Каменный первый этаж и подвал рубленный, деревянный. Мансардный этаж. Здание характерно для русской провинциальной архитектуры 19 века.
В центре дома – зал. Его стены неоднократно оклеивались обоями, которые частично сохранились до наших дней. Верхние – послевоенного времени, а нижний – первоначальный слой.
Разгадку дали сами стены. Обои были наклеены не на штукатурку, а на газеты, как это делается и теперь. Последнее оказались Петербургскими ведомостями. Короткая строчка с датой 28 января 1859 года позволяет сделать вывод, что первые обои относятся примерно к 1860 году. У них интенсивно синий фон, на котором вьются зеленовато-серые ветки хмеля. Следующий слой обоев, также дореволюционной поры, имеет большие медальоны с темно-малиновым обрамлением и букетами роз, размещенных на светлом серо-коричневом фоне.
Все сохранившиеся части старинных обоев осторожно сняты и переданы в Новгородский музей. Найденный материал пополнили наши сведения об интерьерах второй половины 19 века и поможет более правдиво восстанавливать обстановку историко-мемориальных помещений той поры.
Л.М. Шуляк".
(газета «Новгородская правда» 15.05.1970 г.)

Дом 6, Михайлова ул. Великий Новгород (карта Google)
- В реставрации нет мелочей.
- «Сегодня» - завтра уже становится историей и за сохранение её мы отвечаем перед потомками.
- Памятник – это не нечто окаменевшее. Он живёт в прошлом, настоящем и будущем. Поздние наслоения иногда не менее важны, чем первоначальный облик.
Эти принципы Л.М. Шуляк выработаны и подтверждены её практикой.
Она пишет:
«Реставрация – это единство искусства и науки.
Это умение по, подчас, незначительным, едва уловимым признакам, но в то же время с документальной и научной точностью воссоздать первоначальный утерянный облик, это умение понять его, умение проникнуться его духом.
Интуиция, фантазия и документальность необходимы каждому реставратору и особенно нужна последняя. Без неё будет ложь и фальш, будет «то да не то». Не каждый сможет понять, в чем именно дело, но всякий будет это чувствовать.
Почему псевдорусский стиль в архитектуре не удовлетворяет нас? Потому, что отдельные элементы, которые как бы и похожи на «настоящие», собраны вместе, без анализа их существа и сущности образа в целом. Говорят, преступники ловятся на мелочах, так и при реставрации «мелочь» иногда играет немаловажную роль и является той «изюминкой», которая отличает данный образ от других».
(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)
Бабушка новгородских реставраторов.

<…>
…одна организация, получив в пользование старинный дом, с ведома другой организации, якобы оберегающей самобытный облик Новгорода, заложила кирпичом прежний выход в здании, сделав дверь на месте окна и увенчав ее уродливым железобетонным козырьком. Все молчали, одна Шуляк протестовала.
- Было такое, помните? – спрашиваю Любовь Митрофановну. А она кладет на стол толстый альбом с видами новгородских домов конца XVIII – начала XX века и вместо ответа говорит с улыбкой:
- Нянчусь вот с беспризорниками…
В Новгороде полно древних архитектурных памятников. Постройки сравнительно позднейшие, вроде, и особой ценности для нас не представляют, даже учет и охрана их ведутся сравнительно не строго. Вот Шуляк и следит по поручению Архитектурно-реставрационной мастерской №5 за этими, как она их называла «беспризорниками», чтобы не сбивали при ремонтах декор, не меняли формы оконных переплетов и т.д.
<…>
И никак не верится, что этому энергичному седовласому человеку, мыслящему точно, образно и неординарно, уже… 90 лет.

Геннадий Нарышкин.
(газета «Новгородская правда» от 11.10.1986 г.)

Истина и честность неразделимы.
Нельзя лукавить с правдой.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Чем путь трудней,
Тем час победы ярче и полней.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Зорко следи за собой, чтобы не промахнуться
в своих поступках.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Упрекать и порицать легче, чем помогать.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Могущество идеи делает немощное тело
сильным и непобедимым.
И не всегда в здоровом теле здоровый дух.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
К 100-летию
Любовь Шуляк "Стихотворения и афоризмы",
Новгород, 1996 г.
В 1996 году была опубликована небольшая книжка стихотворений и афоризмов Л.М. Шуляк. Это ещё одна грань, открывающая нам внутренний мир Любовь Митрофановны.
***
Ночь кончилась, но не ушла и держит темноту
И окна города горят.
Огонь погас, огонь зажегся,
Спать кто-то лёг, а кто-то встал.
Быть может, этой ночью
Большое счастье кто-нибудь нашёл,
А кто-нибудь проклял свою судьбу.
На свет младенец появился,
Раздался первый крик,
А кто-то молча умирал.
Здесь всё труду, науке, общей цели отдано.
А там разврат, кутёж, и человек растоптан с грязью.
Горят огни и правда за окном запрятана, укрыта.
Осеннему бульвару.

Ты лжёшь, ковёр травы зелёной,
О вечном солнце и тепле.
Нет вечной юности и вечного рассвета!
Ты был покрыт опавшими листами,
Но страж порядка с армией метельщиц
Украли правду смерти и бытия
И листья жёлтые согнав в буреющие кучи,
Сожгли её в костре дымящем
В вечернем сумраке в осенней мгле
И бросив маску праздности и лживости,
Заставили тебя так нагло
Сверкать зелёной свежестью и юной красотой.
***

Стихи?.. Стихи я вовсе не пишу
и жизнь моя прошла от них сторонкой.
Но иногда в автобусе на рейсе дальнем
Слова сольются в цепь так не похоже
на речь, обычную для всех -
То не стихи, то плавный ритм далёкого пути
И мерный ритм мотора.
9 октября 1996 года Любовь Митрофановна отметила свой 100-летний юбилей.
Л.М. Шуляк в день своего 100-летнего юбилея.
9 октября 1996 г.
Ни дня без дела
(газета "Новгород" №40, 03.10.1996 г.)
Позвонил, чуть нажав на кнопку. Но хозяйка квартиры услышала и дверь отворила.

- Любовь Митрофановна, как здоровье? – задаю первый вопрос.

- Я не имею права жаловаться – по своим годам, - отвечает Шуляк, - Мне ведь дают не сто лет, а восемьдесят только. Чувствую себя ничего. Но огорчает зрение, портится. Газету читаю с заминками, с напряжением.

- 6 октября пойдете голосовать?

- Пойду обязательно.

- У статьи о Вас в газете «Новгород» 23 февраля прошлого года был заголовок «Человек – эпоха». Не страшно быть эпохой?

- Нет, не страшно. С чего бы? Был бы внутренний настрой. Я вам желаю здорового духа в здоровом теле. Это самое важное, потому что одно здоровое тело не сможет сделать того, что оно делает вместе со здоровым духом.

- Говорят, активное долголетие зависит от того, насколько человек себя загружает умственной, духовной деятельностью.

- В этом отношении я вспоминаю строки украинского поэта: «И не дай боже гнилою колодою по свиту (свету) валяться, а дай боже житы (жить), житы и сердцем любиты».
Долго жить человеку больше всего мешает расхлябанность, безделье, когда нет интереса что-то делать, творить. Энергия высекает новую энергию.

-Долгожители у Вас в роду?

- Мои родители украинцы с Киевщины. Папа из деревни, мама из самого Киева. Папа умер примерно в 70 лет, а по маминой линии – там долгожители. Дедушка прожил до 100 лет, мама почти до девяноста.

- У Вас есть удовлетворение прожитой жизнью! Все ли успели, о чем мечтали?

- Смотреть надо с той стороны, что я дала, не была ли гнилой колодою… У меня не было такого момента, когда бы я сидела за столом и мечтала. Все время надо было что-то делать.

- Что Вы больше всего цените в людях?

- Честность.

- А как Вы сегодняшний Новгород оцениваете?

- Все-таки не всегда мы думаем о его старом облике. Старый город надо оставить таким, какой он есть, а «небоскребы» строить в стороне.

- Самый дорогой памятник зодчества из тех, которые Вы реставрировали?

- Трудно даже сказать. Один из таких более любимых – это церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Это один из первых памятников, которые я начала исследовать в Новгороде. Здесь я очень многому научилась, и он вышел. Сейчас, когда я на него смотрю, особенно больших ошибок там нет. Можно было что-нибудь добавить. Например, я бы сейчас показала над землей основания стен притвора, и тогда все это зрительно объединилось бы со следами арки притвора на западной стене церкви.

- Что бы Вы, заслуженный человек, почетный гражданин города, хотели сказать землякам?

- Самое главное, быть честным. Не увлекаться ерундой. Иметь кругозор. Работать в той области, которая больше увлекает.
И, повторю, нужно беречь город. Не столько для себя, сколько для потомков.

Беседовал Геннадий Нарышкин.
В этой же газете опубликовано письмо брата Л.М. Шуляк:

Письмо из Тбилиси.

К Вам обращается Александр Митрофанович Шуляк – полковник медицинской службы в отставке, участник войны, инвалид, заслуженный врач Грузии, 94-х лет (рождения 1902 года).
Мое обращение в газету связано с предстоящим 9 октября столетием со дня рождения моей сестры Любови Митрофановны Шуляк, полвека проживающей в Новгороде.
Она архитектор, специалист по древнерусской архитектуре, работавшая до войны в Ленинграде.
Прошли годы труда – составления планов реконструкции, радости увидеть восстановленные памятники. Однажды в Новгород поступило предложение направить архитектора в Шушенское для реконструкции дома, в котором отбывал ссылку В.И. Ленин. Желающих поехать не оказалось. Тогда Любовь Митрофановна сказала: «Хорошо, я буду моложе и здоровее молодых!» - и в свои 70 лет отправилась в Шушенское.
Недавно она высказала пожелание дожить по 2001 года, чтобы сказать что жила в трех веках.
Прощу привлечь внимание к юбилею скромного и трудолюбивого гражданина, искреннего патриота…

Александр Шуляк.
Тбилиси.

(газета "Новгород" №40, 03.10.1996 г.)

***

За всё, за всё
Сумей сказать судьбе спасибо!
За все лишения, невзгоды,
За клевету и ненависть врагов,
За трудности борьбы
В защиту истины и правды,
За радость творчества
И торжество победы,
За счастья миг,
За то, что щедро отдавал себя другим,
За то, что жизнь без плесени была!

Л. Шуляк
26 января 2019 года в Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина состоялся второй вечер памяти
в рамках проекта "С любовью к Новгороду". В этот раз вечер был связан не только с 1160-летием Великого Новгорода,
но и с 75-летием освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому он был посвящён
Почётному гражданину Великого Новгорода
Любови Митрофановне Шуляк.
О Л.М. Шуляк рассказал известный новгородский искусствовед, историк архитектуры Владимир Алексеевич Ядрышников.
"... новгородцы хорошо помнят начавшую профессиональный путь ещё в 20-х годах лауреата Государственной премии Любовь Митрофановну Шуляк, которую горожане успели поздравить в 1996 году со столетием.
- Она ведь оставалась единственным, по сути, реставратором в Новгороде. И одна начала серию комплексных реставраций.
<...>
- Совершён был многогранный подвиг, - резюмирует В. Ядрышников. - Спасены все памятники, изучены, укреплены. Подвиг был и нравственный: все памятники включены в список ЮНЕСКО, а значит, спасено достояние всего человечества. И – подвиг научный. В одной мастерской собрались несколько крупных талантов: я не знаю другого такого примера в стране. Она входила в тройку лучших вместе с московской и питерской. Определить лучшую из них невозможно, но именно на материалах новгородской реставрации создана отечественная методика".
Сергей Хлебников "Тоска по времени корифеев": интервью с В.А. Ядрышниковам, автором вышедшей в свет книги «Чудо возрождения. История новгородской архитектурной реставрации». (Интернет-журнал"Портал 53", 13 03.2018)
https://portal-vn.ru/podrobnosti/toska-po-vremeni-...
Людмила Михайловна Гаричева, автор и учредитель международной женской газеты "Вера. Надежда. Любовь", на страницах которой Людмила Михайловна не раз рассказывала о Л.М. Шуляк, публиковала интервью с ней.
Фотография А.А. Кочевника.
Фото А.А. Кочевника.
"Госпожа реставрации Любовь Шуляк в студенческие годы встречалась с Анной Ахматовой. Та приглашала к самовару и разливала сама чай студенческой молодёжи. Рядом с профессорами сидели молодые.
В жизни Любови Шуляк это была не последняя интересная встреча. С самой ранней студенческой юности и до зрелых лет она общалась со знаменитостями. И многие - с особым почтением относились к Новгороду. А сама Л.М. Шуляк озарила Новгород своим вдохновением, талантом, любовью".
«Вера. Надежда. Любовь» №1(10) январь 1995 г.
"В её доме было много папок с документами. На одной из них значилась пометка: "Опала". Эта женщина знала, что такое несправедливость, но сумела преодолеть все горести и обиды. Любовь Митрофановна всю свою жизнь отдала великому делу - реставрации.
Мне довелось много встречаться и писать о Любовь Митрофановне и я всегда восхищалась её жизнестойкостью, мужеством преодолевать одинокую старость. Творчество - вот что наполняло её жизнь до краёв. И хотя её называли "бабушкой реставрации", она оставалась до своего столетия женщиной в самом высоком смысле этого слова".
Гаричева Л.М. "Мелодии ваших сердец", Старая Русса, 2002 г.

Специально на вечер памяти Л.М. Шуляк приехал Владимир Иванович Фомичёв, доцент Санкт-Петербургского Государственного экономического университета, рассказал о своих встречах с Любовью Митрофановной
в 1963-1973 гг. и подарил сборник материалов Круглого стола Государственного Эрмитажа,
где в своей статье он рассказывает и о Любови Митрофановне.
Фото А.А. Кочевника
"Автору настоящего доклада, тогда выпускнику Электротехнического института, направленному в 1963 г. по распределению в Новгород, посчастливилось несколько раз попасть в состав эксклюзивных экскурсий (3-5 человек, не больше), проводимых Любовь. Митрофановной, на которых она рассказывала каждый раз о каком-либо из восстановленных ею объектов. Первым таким объектом (и, пожалуй, самым впечатляющим) была церковь «Спаса на Нередице» недалеко от города. Рассказу предшествовал показ фотографий объекта до начала реставрационно-восстановительных работ: это была руина, груда битого кирпича <…> Затем экскурсанты были проведены к восстановленной церкви восхитительных пропорций, и после рассказа о её архитектурных особенностях, который изобиловал специальной терминологией <…>, было позволено войти внутрь неё, где среди прочего был предъявлен на одной из стен солидный фрагмент средневековой фрески, который, как оказалось, был восстановлен подобно своеобразному «пазлу» из мелких чешуек, выбранных вручную из упомянутой выше груды обломков. При этом Любовь Митрофановна особенно не нажимала на трудности, с которыми пришлось столкнуться ей и её помощникам; но даже сейчас, по прошествии более полувека, при воспоминании о тогдашних впечатлениях вашего покорного слугу охватывает восхищение подвигом реставраторов".

В.И. Фомичёв «Великий Новгород: ресурсы культурного туризма в контексте проблем исследований и реставрации» в сб. «Музей и проблемы культурного туризма: Материалы шестнадцатого Круглого стола в Государственном Эрмитаже», СПб, 2018

Много интересного рассказала преподаватель, соседка Любови Митрофановны, Зоя Викторона Максименко.
На вечер памяти Зоя Викторона принесла проект исследовательской работы студентов ПК МПК НовГУ им. Ярослава Мудрого "Человек-эпоха", осуществлённого в 2004 году под её руководством в рамках городской
краеведческой игры-конкурса "Мой дом - Великий Новгород"
В нашем проекте мы использовали некоторые материалы этой работы, дополнившие наши исследования.
О Л.М. Шуляк в Интернете
Выставка «Любовь Митрофановна Шуляк. Побеждая время»
К 120-лнтию со дня рождения. (НГОМЗ)
"Сложность была в том, что методические и нормативные документы отсутствовали, и было непонятно как именно восстанавливать пострадавшие в войну памятники: оставлять ли поздние переделки и в каком объеме, дополнять ли и на каком основании утраченные формы, каковы вообще принципы реставрации. Любовь Митрофановна взяла на себя ответственность и блестяще выполнила свою миссию. Все ее работы отличались высоким профессионализмом, обоснованностью решений, многие прочно вошли в учебники и обобщающие труды по истории русского зодчества, методике и практике реставрации".
http://novgorodmuseum.ru/deyatelnost/vystavki/158-...

Несколько документов из архива Л.М. Шуляк, опубликованных и хранящихся в НГОМЗ
https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT/3...

Книжная выставка «Новгородский реставратор Любовь Митрофановна Шуляк: к 120-летию со дня рождения»
Выставка в отделе краеведения Новгородской областной универсальной научной библиотеки
"По словам Л. М. Шуляк, «Реставрация…- это умение по, подчас, незначительным, едва уловимым признакам, но в то же время с документальной и научной точностью воссоздать первоначальный утерянный облик, это умение понять его, умение проникнуться его духом…».
Любовь Митрофановна прожила долгую и яркую творческую жизнь. Она была и археологом, и архитектором, и реставратором, и знатоком древнерусской живописи".
http://culture.novreg.ru/knizhnaya-vistavka-novgor...
https://web.facebook.com/BIBLIOTEKANO/posts/%D0%BA...




110 лет назад родилась Шуляк Л.М.- архитектор-реставратор, Почетный гражданин Великого Новгорода
Выставка в отделе краеведения Новгородской областной универсальной научной библиотеки
https://adm.nov.ru/lpage.xhtml?uid=9870A43C2174654...

Храмы - дети мои
Выставка к 120-летию Л.М. Шуляк в АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
"Любовь Митрофановна приехала в Новгород, когда ей было 50 лет.
Ровно столько же она прожила в Новгороде, восстанавливая и оберегая его храмы".
http://centrpovetkina.tilda.ws/page352038.html
https://vk.com/centrpovetkina?w=wall-23958941_1417
Сто лет одной жизни
"С рабочими - пленными немцами, которых ей дали в помощь, она делилась своим скудным хлебом, получаемым по карточкам. У маленькой хрупкой женщины, жившей впроголодь, откуда-то брались силы для подвижнического труда.
Не ошибусь, если скажу, что половина храмов Новгорода была реставрирована по проектам Любови Митрофановны и под её надзором. А другая половина - по проектам её учеников Г.М. Штендера, Л.Е. Красноречьева, Н.Н. Кузьминой и др".
https://bona-mente.livejournal.com/tag/%D0%BB%D1%8...
(внизу последний материал - к 120-летию Л.М. Шуляк)

Любовь Митрофановна Шуляк
Кратко о Л.М. Шуляк и о двух восстановленных ею храмах.
http://www.nogardia.ru/articles/view/247/


Часто после смерти люди завладевают
нашими мыслями и чувствами больше, чем при жизни.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
С ЛЮБОВЬЮ К НОВГОРОДУ
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Материалы будут дополнятся и обновляться!
Выражаем признательность всем, кто принял участие в вечере памяти и в создании этой выставки!

Владимиру Алексеевичу Ядрышникову,
искусствоведу, историку новгородской архитектуры,
Людмиле Михайловне Гаричевой,
журналисту, автору международной женской газеты "Вера. Надежда. Любовь",
Александру Алексеевичу Кочевнику,
фотографу, запечатлевшему множество людей и событий нашего города,
Владимиру Ивановичу Фомичёву,
преподавателю Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
специально приехавшему на вечер памяти Л.М. Шуляк, и подарившему публикацию о ней,
Зое Викторовне Максименко,
за предоставленный на выставку проект исследовательской работы студентов ПК МПК НовГУ им. Ярослава Мудрого "Человек-эпоха", осуществлённого в 2004 году (руководитель З.В. Максименко) в рамках городской
краеведческой игры-конкурса "Мой дом - Великий Новгород"

Приносим благодарность
Новгородской областной универсальной научной библиотеке,
предоставившей возможность познакомить посетителей с некоторыми изданиями, связанными с Л. М. Шуляк,
Новгородскому научно-реставрационному управлению,
предоставившему возможность проведения исследовательской работы в техническом архиве Управления и использования копий фотографий новгородских церквей на выставке,
группе социальной сети ВКонтакте
"Великий Новгород - прошлое в фотографии",
собравшей уникальный архив исторических фотографий Великого Новгорода,
благодаря которому стало возможном
проиллюстрировать наш материал.
https://vk.com/club12011186

© АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
При использовании материалов ссылка на блог обязательна.
Выставка работает до 21.02.2019 г.
Подробнее по телефону 8(8162)635019
Звоните!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website